Кеңес беру орталығы/Консультативный пункт «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» » ГККП "Ясли сад №32"
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№32 бөбекжай-балабақшасы"
мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Меңгеруші:
+7(727) 223-37-37
Әдіскер:
+7(727) 223-35-44
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Кеңес беру орталығы/Консультативный пункт «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
10
декабрь
2024

Кеңес беру орталығы/Консультативный пункт «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей

 «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»


      Психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

      В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно,  родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима; «Мама сказала...», «Папа велел» и т.д.

      Ребенок еще не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

      Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

      Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,  охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

      Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. 

      Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.



НЕГАТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ                                                                                                ПОЗИТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ



СКАЗАВ ТАК:



ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ


И  ВОВРЕМЯ     ИСПРАВТЕСЬ

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружа­ющим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..»


Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил»


«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глу­бокое переживание даже незначи­тельных проблем, повышенное эмо­циональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче...»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрес­сивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

«Не твоего ума дело!..»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужден­ность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?..»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, ча­стые простудные заболевания.

«Будь здоров, закаляйся!»

«Не кричи так, оглохнуть можно!»


Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..»


«Ничего не умеешь делать, неумейка!»


Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безыници­ативность, низкая мотивация к до­стижению.

«Попробуй еще, у тебя обя­зательно получится!»


«Противная девчонка, все они  капризули!» (мальчику о девочке)

 «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполо­вом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.


«Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя правильно вести»


«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеян­ность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смот­реть, когда ты чист и акку­ратен!»


«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрыт­ность, недоверие; озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»


«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»


Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишься!»


«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще»                

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чу­жого мнения, тревожность.

«Смелее, ты все можешь сам!»

«У тебя все получится!»

«Всегда ты не вовремя, подожди...»


Отчужденность, скрытность, излиш­няя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя.

«Давай я тебе помогу!»


     Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.


     Как часто вы говорите детям?..

— Я сейчас занят(а)...

— Посмотри, что ты натворил!

— Неправильно! Это надо делать не так...

— Когда же ты научишься?

— Сколько раз я тебе говорила!..

— Нет! Я не могу!

— Ты сведешь меня с ума!

— Что бы ты без меня делал!

— Вечно ты во все лезешь!

— Уйди от меня!


     Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.


     А эти слова ласкают душу ребенка:

— Ты самый любимый!

— Ты очень многое можешь!

— Спасибо!

— Что бы мы без тебя делали?!

— Садись с нами!..

— Я помогу тебе...

— Я радуюсь твоим успехам!

— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи мне, что с тобой...


     Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.


Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив